MILES DAVIS
"ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ ДЖАЗА"
Одни рождаются
в рубашке и проплывают по жизни в тепле и уюте, другие - с серебряной ложкой
во рту, и всегда сыты и довольны. Третьи всю жизнь мучаются, потому что родились
с чем-нибудь очень странным в руках. В руках, которые люди потом станут называть
золотыми. Так, Паганини родился со скрипкой, Чарли Паркер - с саксофоном,
Джими Хендрикс - с гитарой. Майлз Дэвис, Черный Князь Джаза, великий музыкант,
композитор и трубач, появился на свет не с золотой трубой в зубах или пачкой
волшебных нот в руках. Маленький, слабый здоровьем Великий Человек, родившийся
25 мая 1926 года в добром старомодном Аалтоне, штат Иллинойс, крепко, как
Иисус, держал в немощных своих ручонках Лестницу в Небо.
А родился Майлз Дьюи
Дэвис III в семье преуспевающего дантиста и крупного землевладельца Майлза
Дьюи Дэвиса II, негра с первоклассным высшим образованием, к 24 годам закончившего
медицинский колледж, баптистский колледж в Арканзасе и Университет Линкольна,
но черного, как перспективы на равноправие у всех негров Америки того времени.
Майлз Дьюи Дэвис I, дед, менее образованный, но не менее черный, был одним
из самых богатых негров Америки. У него была Великая Мечта, цель жизни всех
Майлзов Дьюи Дэвисов - доказать всем, что черные люди ничуть не хуже белых,
что черные так же нужны белым, как черные клавиши и белые клавиши одинаково
нужны правильному роялю, на котором можно играть правильную музыку.
Дед Майлза Дэвиса
был умелым и дальновидным бизнесменом. Он зарабатывал в среднем сотню долларов
в день в годы Великой Депрессии. Как писал Вуди Гатри, тогда жизнь человека
в холодный зимний вечер стоила ровно доллар. Всего за один доллар можно было
получить ночлег в отапливаемом помещении, горячую похлебку "сколько съешь"
из бобов с мясом, и теплую войлочную куртку либо свитер, чтобы утром можно
было продолжить путь. Правда, свободных денег в семье Майлза Дьюи Дэвиса
I никогда не было, их сразу тратили на покупку земли и недвижимости. Но ни
деловые его способности, ни большие деньги не позволили ему добиться уважения
белых и стать полноценным гражданином Америки. Однако он сумел вполне обеспечить
всю свою многочисленную семью и дал возможность каждому получить максимально
возможное образование. Майлз Дьюи Дэвис II стал крупнейшим специалистом в
медицине лечения зубов и председателем этой профессиональной гильдии, но
для многих так и остался черномазой диковинкой в белой рубашке и галстуке.
Брат его Фрэнк закончил Говард и Берлинский университет, стал редактором
журнала "Colors", издаваемого самим Рокфеллером, ездил в самом шикарном лимузине,
но не имел права садиться в парке на скамейку с надписью "Только для белых".
В 1927 году отец
Майлза переехал с семьей в Сент-Луис и обосновался в одном из самых престижных
районов города. Нельзя сказать, что белым понравился богатый и образованный,
но черный сосед. Майлз Дьюи Дэвис III рос как диковинный сверхпородистый
зверек, болезненный и самолюбивый, готовый в любую минуту применить свои
острые зубки. Слабый физически, он был невероятно силен духом. Еще не умея
читать и писать, он уже знал, зачем его родили. Обязанность совершить то,
что не смогли сделать отец и дед, тяжким бременем давила на Майлза всю его
сознательную жизнь. Может быть, поэтому Майлз Дьюи Дэвис III не назвал своего
сына Майлзом. Но сказать себе - я сделал все что смог, и на этом моя миссия
окончена - он, наверное, смог впервые в 1983 году, после выхода альбома "Star
People". Прошло полвека с того дня, когда маленький Человек принял окончательное
решение и начал его выполнять. И даже сама Смерть, неоднократно приходившая
за Майлзом, не смогла остановить его движение к поставленной цели.
Выбор средства достижения
цели не составил Майлзу особого труда. Опыт деда и отца доказывал, что деньги
и знания не обеспечивают уважения в этом мире. Черные герои минувших войн
влачили в Америке жалкое существование. Состояние здоровья закрывало дорогу
в большой спорт. Оставалась музыка. В семье Дэвисов музыку любили все. Бабушка
играла на органе, мать - на скрипке и рояле, сестра Дороти тоже играла на
рояле, брат Вернон увлекался джазовым танцем, играл на рояле и трубе. В доме
всегда что-нибудь звучало или бренчало, но первую свою музыку Майлз Дэвис
услышал по радио. "Не помню, белая это была музыка или черная, но, главное,
слушая ее, я ее услышал. И вопрос для меня был решен..." - так сказал Майлз
в одном интервью. Он решил стать композитором. Он слушал музыку по радио,
ходил в те места, где звучали духовые оркестры и играли джаз. Едва научившись
читать, Майлз накупил книг по теории музыки и о жизни великих музыкантов.
Заметив его повышенный интерес к музыке, мать купила ему проигрыватель и
две первые пластинки. "Это были записи Дюка Эллингтона и Арта Тэйтума. Две
самые нужные вещи для начинающего музыканта, не так ли? Публика из высшего
общества обычно игнорирует Дюка, а я отношу его в одну категорию со Стравинским.
У него действительно есть чему поучиться. Однажды отец вставлял зуб своему
приятелю, учителю музыки. Заметив, с каким вниманием я слушаю радио, он сказал
- эй, маленький Дэвис, кем ты хочешь стать? Я сказал - великим музыкантом.
Тогда он рассмеялся и сказал: - я преподаю музыку в школе каждую среду, купите
малышу трубу, и пусть приходит. Чтобы музыку слышать, ее надо играть. Моя
мать возразила - пусть он лучше учится играть на скрипке. Ну уж нет, заявил
я, если я появлюсь со скрипкой в нашем квартале, количество белых, желающих
осчастливить мой тощий зад пинком своего ботинка, сразу резко возрастет.
Многие люди меня
кое-чему научили, и первой была Мэйбл Хиггинс. Она была такая толстая, но
хорошего человека и должно быть много. А она была большим мастером открывать
глаза и уши. Она рассказывала мне о музыке, играя на рояле, учила нотной
грамоте.
Я потратил много
времени и сил на чтение множества книг по теории музыки и о людях, на которых
мне хотелось походить. И, когда наконец я начал играть, я научился этому
быстро, но звук моей трубы был поначалу ужасен. Большинство музыкантов были
заметно старше меня и называли меня Маленький Дэвис, а мне так хотелось быть
большим. Они смеялись, говорили - давай, Маленький Дэвис, наяривай, звук
придет, лови мелодию. На трубе у меня еще плохо получалось, но моему наставнику
нравилась моя игра, может быть, потому, что мне нравились его музыкальные
принципы. Набравшись, он мог сказать - Маленький Дэвис, иди сюда, не играй
так как я никогда,. и не обращай внимания ни на меня, ни на мои слова...
- всякий раз, когда он напивался, он пел мне эту песню. Если бы он не пил
так много, он мог бы стать знаменитым трубачом. Он говорил - играй легко
и быстро, не финти зазря, главное - чувство звука. Можешь играть без вибрато
- придет время, и руки и голос у тебя сами начнут дрожать.
Когда мне было 11
лет, моя мать сказала как-то удивленно - ну ты и шустрый, Майлз! Отец спросил
- почему - она ответила - потому что он самый шустрый из всех Дэвисов и работает
как сумасшедший.
Неподалеку, в городке Спрингфилд, нужен был трубач, умеющий читать ноты. Там я заработал свою первую сотню долларов.
В нашем школьном
оркестре играл на трубе Кларк Терри. Вот уж кто точно родился с серебряной
трубой во рту! Казалось, что он всегда мог играть уверенно и твердо. Когда
он играл, все места были заняты, люди специально приезжали из других городов
послушать его игру. Мы подружились, хотя я был моложе и играл заметно хуже.
С 1940 года мы стали играть вместе. Когда в наш город приехал Сонни Ститт
и услышал нашу игру, он сказал - ты, Кларк, играешь очень хорошо, тебе стоит
посвятить музыке всю жизнь. А ты, малыш, играешь похуже, но твоя голова поистине
золотая. Твоя музыка малопонятна и непривычна для слуха, но она чем-то похожа
на музыку одного сумасшедшего негра. Его зовут Чарли Паркер. Твоя техника
игры удивительно похожа на его технику, но нет его виртуозности. Поедем с
нами. И я попросил его устроить меня в оркестр Тина Брэдшоу, с которым он
приехал, но мать мне категорически это запретила до окончания школы. Я не
разговаривал с ней две недели, но и не уехал.
Когда мне было 15,
я зарабатывал 125 долларов в неделю игрой на трубе, разъезжал по окрестным
городкам в отцовском автомобиле и у меня было десять костюмов. Школьные годы
подходили к концу. Я вставал около пяти утра и играл на трубе, а в девять
в классе рассуждал о Шекспире. Вечером допоздна я играл в различных клубах
джаз. Моя учительница мисс Джонсон была плохого мнения обо мне. Как-то раз
она застукала меня с девчонкой и сказала - из этого парня ничего не получится.
Я ушел из школы - она была мне больше не нужна. Я играл тогда в оркестре
Эдди Рэндалла и был уже достаточно известен в музыкальном мире Сент-Луиса.
Отец меня не поддержал, сказал - что бы ты ни делал, ты должен делать это
до конца. Он вызвал дядю Фрэнка на подмогу. Тот долго рассказывал мне о Ганнибале
и Цезаре. А я спросил его, почему он работает с Рокфеллером. И он ответил
- потому что он победитель. Он был чудесный парень, любимец деда. Вдвоем
они все-таки заставили меня почувствовать себя дураком.
Мы с Кларком стали
выискивать эксперименты бопперов, вслушивались в них, выучили их аранжировки
наизусть. И когда в 1944 году в Сент-Луис приехал оркестр Экстайна с Паркером
и Гиллеспи, первых, кого они увидели, выйдя на сцену, так это нас с Кларком
в первом ряду и с трубами под мышками. К нам спустился Диззи и сказал - ребята,
у нас заболел третий трубач, вы не могли бы попробовать его заменить? Кларк
сразу заиграл необычайно хорошо, а я от волнения не смог прочесть ни одной
ноты. Потом мне сказали, что труба моя звучала отвратительно, но меня неожиданно
для всех поддержал сам Чарли Паркер. Я любил музыку так сильно и занимался
ею так много, что через несколько недель уже постоянно играл с оркестром
и был готов отправиться с ним в Нью-Йорк, я просто не мог иначе. Не каждый
молодой музыкант, тем более такой юнец как я, набрался бы смелости просить
об этом знаменитого маэстро.
Но и этот оркестр
уехал без меня. Мне необходимо было закончить школу. Чарли Паркер оставил
мне свои координаты, и в 1945 году, когда я наконец закончил эту школу, я
вопреки всей семье отправился в Нью-Йорк и сразу отправился к Чарли. Он учился
тогда в Джульярде, и я поступил туда же. Проучился там полтора семестра и
понял, что там меня уже ничему больше не научат.
Я жил с Чарли в одной
комнате в течение того года, ел с ним, играл, ходил за ним тенью. Паркер
считался тогда самым гениальным музыкантом джаза и был ведущим инструменталистом.
Я играл плохо, но много работал над своим звуком. Чарли заставлял меня играть
с ним, часто шутил, что не зайдя в воду, не замочишь штиблеты и не научишься
плавать. Не бойся, - говорил он, - просто играй вперед по течению, куда несет
тебя твоя мысль. - Ты должен знать: если ты можешь слышать ноты, ты можешь
их также сыграть. Когда я слышу какую либо ноту, то это единственная нота,
которую я могу сыграть сию минуту, единственная нота, о которой я тогда думал,
что я смогу ее сыграть и что только она сюда подходит. Вот блюз - ты же не
учишься играть блюз, ты его просто играешь, играешь. Я не знаю, предпочитаю
ли я сочинять или играть. Есть определенное чувство, которое достигается
только игрой, но никогда письмом композиции. Ведь если ты играешь, то это
все равно что сочиняешь..."
Дэвис записывает
в записной книжке: "Паркер в один вечер может играть в четырех разных стилях
одинаково блестяще и ни одному не отдает предпочтения".
В 1945 году выходит
первая совместная долгоиграющая пластинка Чарли Паркера и Майлза Дэвиса,
и молодой трубач получает широкую известность. Его учит играть на трубе Фредди
Вебстер, ставший лучшим другом Майлза и оказавший на него большое влияние.
Его "петухи" на трубе того времени становятся темой музыкальных анекдотов
и приколов. Диззи Гиллеспи отправляет его на учебу к Телониусу Монку, ехидно
приговаривая: "Все равно тебе никогда не стать великим трубачом, научись
хоть на рояле играть свою сумасшедшую музыку". Туда же отправили и Чарльза
Мингуса за неумение играть на контрабасе. Самого Монка, несмотря на его огромный
авторитет среди музыкантов, критики обвиняли в неумении играть на рояле,
и музыку, мол, пишет он только такую, какую может сам сыграть.
Но не было пианиста,
способного повторить на рояле сыгранное Монком с таким же блеском, как у
самого автора. Монк передает Майлзу Дэвису и Чарльзу Мингусу свою способность
ощущать гармонию как физическую сущность. Разносторонняя помощь друзей и
титанический личный труд сделали, наконец, звук трубы Майлза стабильным и
уверенным. В 1946 году Майлз Дэвис выступает в составах Бенни Картера и Чарльза
Мингуса, продолжает записываться на пластинки. В конце года Фэттс Наварро
покидает оркестр Билли Экстайна, и Майлзу предлагают место, на котором еще
совсем недавно играл сам Диззи Гиллеспи. Фантастическая карьера!
Когда измученного
болезнями и наркотиками Чарли Паркера журналисты вконец достали своими вопросами
о том, какими еще открытиями в музыке собирается удивить мир гений современного
джаза, он ответил так: "Следите лучше за Майлзом. Он пойдет дальше".
<< назад
|